Игры с гиперактивными детьми

     Игра 1 Ласковые лапки
     Цель -  Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение аг­рессивности, развитие чувственного восприятия, гармони­зация отношений между ребенком и мамой.

 

     Мама подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы,вату и т. д. 

Все это выкладывается на стол. Ребенку предла­гается оголить руку по локоть; мама  объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прика­ сался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

     Игра 2 Кричалки, шепталки, молчалки
     Цель Развитие наблюдательности, умения действовать по пра­ вилу, волевой регуляции.

 

     Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладо­ни: красный, желтый, синий. Это — сигналы.

Когда мама  поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь;

желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться,

на сигнал «молчал- ка» — синяя ладонь — ребенок  должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Заканчивать игру следует «мол- чалками».

 

     Игра 3 Разговор с руками
    Цель Научить детей контролировать свои действия.


     Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: об­ вести на листе бумаги силуэт ладоней.

Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, рас­красить цветными карандашами пальчики.

После этого мож­но затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зо­вут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?».

Если ребенок не подключается к разговору, прогово­рите диалог сами.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что имен­но), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяи­ном.

Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегод няшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здо­ роваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через за­ ранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина

 

     Игра 4 Час тишины и час можно

    Цель -  Дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энер­гию, а взрослому — научиться управлять его поведением.


    Договоритесь с ребенком, что, когда он устанет или зай­метсе важным делом, дома будет наступать час тишины.

Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда будет час «можно», когда им раз­решается прыгать, кричать, бегать и т. д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали при­вычными .

Лучше заранее огово­рить, какие конкретные действия разрешены, а какие запре­ щены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактив­ному ребенку (а тот их «не слышит»).

 

     Игра 5 Король сказал 
     Цель -Переключение внимания с одного вида деятельности н другой, преодоление двигательных автоматизмов.


     Мама становится напротив ребенка, она  будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребенок должен их повторять только в том случае, если она добавит слов «Король сказал».
Если ребенок ошибся, он выполняет задание от мамы, например, улыбнуть ся, попрыгать на одной ноге и т. д.
Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

 

     Игра 6 Слушай хлопки
     Цель - Тренировка внимания и контроль двигательной актив­ности.


     Мама с ребенком передвигаются по комнате в свобод­ ном направлении.

Когда мама хлопнет в ладоши один раз, ребенок должен остановиться и принять позу «аиста» (сто­ ять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.

Если мама хлопнет два раза, ребенок должен при­нять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и кб- лени в стороны, руки между ступнями ног на полу).

На три хлопка возобновляют ходьбу.

 

     Игра 7 Многоножки 

 

     Перед началом игры руки находятся на краю стола.

По сигналу мамы многоножки начинают двигаться к противопо­ложному краю стола или в любом другом, заданном мамой направлении.

В движении принимают участие все пять пальцев.
     «ДВУНОЖКИ»
     «СЛОНЫ»

     Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний.

Осталь­ные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «дву­ ножками» левой и правой руки.

 

     Игра 8 Ловим комаров
     Цель - Снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возмож­ность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.


     Скажите: «Давай представим, что наступилс лето, я открыла форточку и к нам домой налетелс много комаров.

По команде "Начали!" ты будешь ловить комаров. Вот так!» Мама в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки.

То поочередно, то одновременно. «По команде "Стой!" ты садишься вот так, — мама показывает, как надо сесть на свое усмотрение.