Уже в понедельник стартует наш Монтессори Марафон, и мы хотим дать немного вводной информации. 
Многие родители не занимаються с детьми дома по Монтессори, т.к. эти занятия подразумевают покупку дорогих материалов или их самостоятельное изготовление. А это не совсем так. Большинство Монтессори педагогов сходятся во мнении, что не стоит покупать классические Монтессори материалы домой, т.к. они предназначены для работы в школьной среде в группе. Эффективность этих материалов дома сильно падает.
❗ Но в то же время Монтессори педагоги всегда просят в домашних занятиях и повседневной жизни придерживаться принципов Монтессори.
❓ Как же заниматься дома, и что для этого нужно?
✔ Рабочее место (стол и стул). По возможности ребенок должен самостоятельно переносить свой стул и садиться за стол.
✔ Низкая открытая полочка с материалами, чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать себе материал для работы взять его, перенести на стол и начать заниматься.
✔ Визитная карточка системы Монтессори - это подносы, они нужны как раз для того, чтобы донести материал от полки до стола. Наша задача дома - сделать так, чтобы ребенок мог легко брать материал с полки и ставить его на место.
✔  Один из основных принципов, которых нужно придерживаться дома - это "Помоги мне это сделать самому". Поэтому на кухне и в ванной мы ставим специальные подставки, чтобы ребенок мог самостоятельно, например, помыть руки, вытереть руки, попить воды, приготовить простую еду, вытереть за собой стол и подмести пол.
✔ Самостоятельность и независимость ребенка очень важна во всех сферах, поэтому для детской одежды лучше также выделить дома низкую полочку и дать возможность ребенку самостоятельно выбирать одежду и одеваться.
 
Как правило все это есть в дома, где живут дети. 
❗ Все эти пункты НЕ обязательны для участия в нашем Марафоне.

Мы подготовили Марафон для детей от 1 года до 6 лет. Будут интересные занятия и игры для детей. Все материалы для занятий можно будет сделать из подручных средств или заменить тем, что есть у вас дома.

Упражнения будут разделены на 3 возрастные категории: от 1 года, от 2 лет, от 3 лет. Читайте, пожалуйста, упражнения для всех возрастов и выбирайте наиболее подходящее и интересное упражнение для вашего ребенка. Конечно для годовалого ребенка упражнения из категории 3+ будут очень сложными, но а вот трехлетнему ребенка вполне могут быть интересны упражнения из категории 1+ или 2+.
В Монтессори среде всегда обучаются разновозрастные дети, поэтому одни и те же упражнения выполняют и трехлетние и шестилетние дети. У всех детей интерес к определенному упражнению возникает в разном возрасте. Наша задача не торопить ребенка, а предложить ему самые подходящий материал. Лучше всего материал усваивается на пик интереса.
 
❗ Ждем вас и ваших малышей в нашем Марафоне. 16 октября начинаем заниматься и играть вместе!

Список необходимых материалов:
Для детей от 1 года:

Книга с картинками или журналы с товарами или карточки;
Различные овощи и фрукты;
Небольшая обувная коробка с крышкой;
Немного разных круп;
Музыкальные инструменты, погремушки;
Несколько одинаковые баночек и закрывающимися крышками;
Несколько зип-пакетов или файлов для бумаг;
Маленький мячик или шарик для настольного тенниса;
Таз или контейнер;
 Дуршлаг;
 Мельница для песка и воды;
 Удобная ложка;
 Природные материалы: камни, шишки, желуди, каштаны и т.п.;
 Проросшая зелень;
 Жидкие пальчиковые краски;
 Коробка или контейнер.


Для детей от 2 лет:
 Лист картона, или пластиковая папка для бумаг, или гибкая кухонная доска;
Цветные карандаши;
Ножницы;
Белая и цветная бумага;
Большой лист бумаги, ватман;
Различные овощи и фрукты;
Несколько одинаковые баночек и закрывающимися крышками;
Немного разных круп, бусинок, бисера, пуговиц;
Небольшие мешочки или носки;
 Несколько прозрачных стаканов;
 Жидкие краски;
 Пульверизатор;
 Тряпка, мочалка;
 Щетка или веник;
 Совок;
 Втулка от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
 Салфетка или полотенце из ткани;
 Проросшая зелень;
 Противень или форма для выпечки с плоским дном;
 Деревянная палочка или ветка.

Для детей от 3 лет:

Плотная бумага или картон;
Пластилин;
Немного разных круп, бусинок, бисера, пуговиц;
Дуршлаг;
Толстая нить;
Повязка на глаза или мешочек для предметов;
Толстая веревка;
Различные овощи и фрукты;
Сметана;
 Кондитерский шприц;
 Безопасный нож;
 Несколько прозрачных стаканов;
 Немного соли, сахара, зубной пасты и мелкого песка или камушков;
 Стеклянная или пластмассовая бутылка;
 Воронка;
 Цветная бумага;
 Пластилин;
 Ножницы;
 Клей;
 Небольшая ветка дерева.

 

Для детей от 1 года:

2 задания на выбор:

1 задание:
Необходимо подготовить книги с картинками, журналы (в продуктовых магазинах часто есть каталоги с их товарами), или карточки, а также несколько предметов, изображенных на картинках. Карточки можно сделать своими руками. Можно вырезать изображения из журналов или распечатать картинки из интернета и приклеить их на плотную бумагу или картон. Если ребенок очень сильно мнет карточки, то можно их заламинировать. Предметы можно взять как реальные (ложка, чашка, яблоко, морковь и т.п.), так и муляжи (фигурки животных, овощей и фруктов, кукольная мебель и т.п.).
Малыши очень любят соотносить реальный предмет с изображенным на картинке.
Поэтому упражнение будет заключаться в том, чтобы соотнести реальный предмет с изображенным на картинке. 

2 задание:
Необходимо подготовить небольшую обувную коробку с крышкой и удобный для детской руки шарик или мячик. В крышке обувной коробки вырезаем круглую дырку, так чтобы мячик можно было положить в коробку через эту дырку. Ребенку предлагаем коробку, закрытую крышкой с дыркой и корзинку с шариками.
Упражнение будет заключаться в том, чтобы положить шарик в отверстие, осознать, что шарик в коробке, открыть крышку коробки и достать шарик.

Для детей от 2 лет:

2 задания на выбор:

1 задание:
Необходимо подготовить трафареты, бумагу и карандаши. Трафарет вырезаем из картона (или из пластиковой папки для бумаг, или из гибких кухонных досок). Вырезаем квадрат 14 на 14 см, внутри этого квадрата вырезаем квадратную дырку

 

 

Тема дня: сенсорное развитие.

Для детей от 1 года:

2 задания на выбор:

1 задание:
Необходимо подготовить музыкальные инструменты. Что это может быть: маленькие музыкальные инструменты или погремушки, кастрюли + ложки, самодельные шумовые коробочки. Чтобы сделать шумовые коробочки, возьмите несколько примерно одинаковых баночек с плотно закручивающимися крышками (можно взять яйца из киндер сюрпризов). Каждую баночку наполните своим материалом, например: разными крупами, водой, камушками или бубенчиками. Баночки плотно закрываем крышками (крышки можно даже приклеить).
Что будем делать:
✔️ Знакомимся с нашими музыкальными инструментами. Берем по очереди каждый инструмент или шумовую коробочку, шумим и прислушиваемся к звукам.
✔️ Покажите малышу, как издавать громкие и тихие звуки. До или после звука говорите: "громко", "тихо".
✔️ Отбиваем ритм. Это можно делать под музыку и без. Взрослый берет один инструмент себе, а второй дает ребенку. Взрослый отбивает ритм, а ребенок старается повторить или подстроиться.
✔️ Играть можно не только руками. Привяжите бубенчики или колокольчики к ногам и отбивайте ритм ногами. Можно и просто топать.

2 задание:
Делаем сенсорную дорожку для малыша.
Возьмите 3-5 зип-пакетов (закрывающихся пакетов) или файлов для бумаг. В каждый пакет положите немного разного материала, например: фасоль, горох, рис, макароны, чечевица и т.п. Все пакеты плотно закройте и заклейте скотчем (лучше использовать хозяйственный скотч или клей, он гораздо крепче канцелярского). Разложите наполненные и закрытые пакеты на полу (можно приклеить их к полу канцелярским скотчем, чтобы они не скользили). 
Помимо наших пакетов можно использовать ткани и коврики разной фактуры. Ткань можно наклеить на картон. Лучше чередовать пакеты с наполнителями и коврики разных фактур.
У нас получилась сенсорная дорожка из пакетов с разными наполнителями и ковриков (тканей) разной фактуры. 
Разрешите малышу ползать и топать по сенсорной дорожке. Ребенок будет исследовать дорожку руками и ногами, а вы наблюдайте.

Для детей от 2 лет:

2 задания на выбор:

1 задание:
Необходимо подготовить несколько пар сенсорных мешочков или несколько пар шумовых коробочек. 
Как cделать шумовые коробочки читайте выше в упражнениях для детей от 1 года. Каждую шумовую коробочку необходимо сделать в двух экземплярах. Коробочки или баночки должны быть непрозрачными. Упражнение заключается в том, чтобы найти все пары одинаково звучащих коробочек. Ребенок берет одинаковые баночки, начинает их трясти, и понимает, что они издают разные звуки. Ребенок на слух находит пары.
Как сделать сенсорные мешочки. Их можно сшить, а можно использовать, например, носки. Наполните мешочки различным сенсорным материалом: разными крупами, горохом, фасолью, камушками, пуговицами и т.п. В каждый мешочек кладем только один материал. Каждый мешочек делаем в двух экземплярах. Упражнение заключается в том, чтобы найти пары одинаковых на ощупь мешочков.

2 задание:
Сортируем по цвету воду. 
Подготовьте 3-5 стаканчиков или кувшинчиков с водой разного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого). Воду можно подкрасить красками или пищевыми красителями.
Подготовьте 3-5 прозрачных стаканчиков такого же объема. Под дно каждого стаканчика положите или приклейте скотчем цветную бумажку (красную, зеленую, синюю, желтую, оранжевую).
Упражнение заключается в том, чтобы налить красную воду в стаканчик с красным дном, зеленую воду в стаканчик с зеленым дном и т.д. 
Воду можно наливать просто через край, а можно использовать пипетку, клизму или очень маленькую поварешку. 


Для детей от 3 лет:

2 задания на выбор:

1 задание:
Необходимо подготовить либо повязку на глаза, либо мешочек для предметов, либо закрытую коробку для предметов с двумя отверстиями для рук.
Подготовьте несколько пар предметов. Это могут быть, например, 2 ложки, 2 вилки и 2 трубочки для коктейлей. Или это могут быть: 2 яблока, 2 банана и 2 киви.
Упражнение заключается в том, чтобы найти одинаковые предметы на ощупь. 
Если вы используете повязку на глаза, то разложите все предметы на столе, а ребенок должен будет искать пары с завязанными глазами. 
Если вы используете мешочек или коробку, то один набор предметов кладем на стол, а второй такой же набор предметов кладем в мешочек или коробочку. Даем ребенку мешочек, и просим на ощупь в мешочке найти первый, лежащий на столе предмет, а затем и все остальные.

2 задание:
Давайте познакомимся с понятием длины. 
Подготовьте 5 веревочек (максимально толстых) разной длины. 1 - 10 см, 2 - 20 см, 3 - 30 см, и т.д. Самая длинная веревочка будет длиной 50 см. На концах можно завязать узелки.
Разложите эти веревочки на полу друг под другом от самой длинной до самой короткой. Начала всех веревочек должны быть на одном уровне, чтобы разница в длине была хорошо видна.
Обратите внимание ребенка на то, что все веревочки разной длины. Проговорите, какая веревочка самая короткая, какая самая длинная. Также проговорите, что одна веревочка длиннее или короче другой.
Предложите ребенку самостоятельно разложить веревочки от самой длинной до самой короткой.